Нормативно-правовая база внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Документы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Школа №152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
- наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС (протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято решение, заверенный (согласованный) учредителем);
- создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ОО и утверждении Положения о рабочей группе);
- внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения (протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, приказ о внесении изменений в Устав, Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем);
- разработку и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями (приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями);
- внесение изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных (протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации», приказ о внесении изменений в Положение, Положение с указанием изменений и дополнений).
- издание приказов по общеобразовательному учреждению, таких как:
О переходе ОО на обучение по ФГОС;
О разработке основной образовательной программы, адаптированной основной образовательной программы и пр. на 201_-201_ уч. год;
Об утверждении основной образовательной программы адаптированной основной образовательной программы и пр на 201_-201_ уч. год;
Об утверждении учебного плана;
Об утверждении программы внеурочной деятельности;
Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС;
О внесении изменений в должностные инструкции учителя, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС, педагога дополнительного образования, психолога;
Об утверждении плана методической работы. План методической работы (раздел плана, в части сопровождения введения ФГОС);
Об утверждении плана-графика повышения квалификации, план-график. Информационная справка с указанием доли учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС;
· договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и др.;
· проведение расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ, заверенная учредителем;
· оснащённость общеобразовательной организации в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
· соответствие материально-технической базы реализации АООП для обучающихся с ОВЗ действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, план мероприятий по устранению выявленных несоответствий;
· укомплектование библиотеки, с указанием доли обеспеченности предметов учебного плана АООП для обучающихся с ОВЗ. Перечень доступных и используемых ЭОР. Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
· разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность.
При формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС в образовательной организации, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст.14) следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В уставе образовательной организации указывается порядок принятия решений органами управления и выступления от имени образовательной организации, порядок утверждения положения о структурных подразделениях, порядок участия в управлении образовательной организации обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации и иные положения.
Корректировку других локальных актов образовательного учреждения, в свою очередь, необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Обязательный перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ, определяется тем перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.
В то же время, образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, отражающие специфику реализации новых стандартов в конкретном образовательном учреждении. Например:
Положение о внеурочной деятельности в ОО;
Положение об информационном сопровождении основной образовательной программы начального общего образования ОО;
- Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО;
- Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в ОО;
- Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся;
- Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);
- Положения о формах самоуправления образовательного учреждения;
- Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей;
- Положение о группе продленного дня («школе полного дня»);
- Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность реализации внеурочной деятельности;
- Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
- Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения;
- Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
В целом, создание на институциональном уровне пакета нормативно- распорядительных документов (Устава ОО, Положений, должностных инструкций, приказов по ОО, планов и др.), требует сочетания нормативного и системного подходов к работе с документами, постоянного их совершенствования по мере изменения федеральной, региональной, муниципальной правовой базы.
Кадровое обеспечение внедрения ФГОС/kadrovoe_obespechenie_vnedrenija_federalnogo_gosud.doc
Материально-техническое и информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта/materialno-tekhnicheskoe_i_informacionnoe_obespech.doc
План методической работы по ФГОС/plan_metodicheskoj_raboty_po_fgos.doc
План реализации ФГОС/plan_realizacii_fgos.doc
Муниципальные документы/municipalnye_dokumenty.doc
Региональные документы/regionalnye_dokumenty.doc
Федеральные документы/federalnye_dokumenty.doc