Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Одним из приоритетных направлений деятельности специальной (коррекционной) школы выступает профориентационная работа.
На рынке труда для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее доступными являются рабочие и строительные специальности, профессии сферы обслуживания, поэтому профессионально-трудовая подготовка обучающихся в школе строится с учетом способностей ребенка и в соответствии с потребностями общества. Важным фактором профессионального самоопределения является формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, видах профессий, условиях труда, а также умение включаться в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Наиболее эффективная форма работы, способствующая обоснованному выбору профессии – профессиональные пробы.
Профессиональные пробы реализуются в различных формах:
— в виде уроков технологии, практикумов;
— на базе рабочих мест обслуживающего персонала;
— в процессе практико-ориентированного обучения в форме проектной деятельности;
— в виде трудового задания, связанного с выполнением технологически завершенного процесса;
— в виде серии последовательных имитационных игр;
— в виде заданий исследовательского характера и др.
Результатами профессиональных проб, в той или иной степени моделирующих будущую профессиональную деятельность воспитанников, являются:
— материальные изделия;
— информационные продукты;
— номера художественной самодеятельности;
— воспитательные мероприятия.
Профессиональные пробы осуществляются как в индивидуальной, так и групповой форме.
В учебно-производственных мастерских, кабинетах и классах образовательного учреждения могут проводиться профессиональные пробы, которым соответствуют следующие профили:
- информационно-экономический профиль (компьютерный класс) — секретарь, юрист, менеджер, коммерсант, индивидуальный предприниматель (профессии типа «человек — человек»), оператор ЭВМ, наборщик, корректор, бухгалтер, экономист, переводчик, программист, журналист, писатель (профессии типа «человек — знаковая система»);
- социальный профиль (кабинет социального педагога, психолога) — психолог, социальный работник, педагог, диспетчер, оператор на телефоне (профессии типа «человек — человек»);
- швейный профиль (швейная мастерская) — швея, портной (профессии типа «человек — техника»), изготовитель художественных изделий, модельер (профессии типа «человек — художественный образ»);
- столярный профиль (столярная мастерская) — столяр-краснодеревщик, реставратор, изготовитель художественных изделий (профессии типа «человек — художественный образ»);
- рукоделие (мастерская) — изготовитель художественных изделий, вязальщица, вышивальщица, цветовод-декоратор, дизайнер (профессии типа «человек — художественный образ»);
- художественный профиль (художественная мастерская, класс рисования, музыки) — изготовитель художественных изделий, художник-оформитель, модельер, дизайнер, музыкант (профессии типа «человек — художественный образ»);
- медицинский профиль (кабинет врача, зал ЛФК) — врач, тренер лечебной физкультуры (профессии типа «человек — человек»), ветеринар, микробиолог, селекционер (профессии типа «человек — природа»).
Наиболее значимой для детей формой проявления профессиональных проб является производственная практика, проходящая как на базе школы (для мальчиков), так и в медицинских и дошкольных учреждениях (для девочек). Учащиеся пробуют свои силы в дополнительных специальностях: штукатур-маляр, рабочий по обслуживанию зданий, дворник, швея, младшая палатная медицинская сестра, помощник воспитателя, кухонный рабочий, уборщица.
Кроме того, выполнение различных видов бытовой и хозяйственной деятельности способствует воспитанию трудовых навыков у учащихся, обеспечивает возможность познать природу их профессиональных интересов, направлять эти интересы в соответствии с возможностями. В процессе совместной работы у школьников формируется не только ответственность за порученное ему дело, но и за деятельность других членов коллектива, он и учится соотносить свои действия с действиями товарищей, подчиняться трудовой дисциплине.
Знания, умения и навыки, сформированные у учащихся в процессе освоения различных профессий на базе школы, позволяют выпускникам активнее социализироваться в обществе и овладевать более сложными специальностями: водителя, торгового представителе, продавца, помощника воспитателя, секретаря, кондуктора, парикмахера и т.д., а это значит, что работа по профориентации ведется комплексно, целенаправленно и дает свои положительные результаты.
Проект организации профессиональных проб в Кировском районе/proekt_str1.pdf888.pdf
Оценочно-рефлексийный этап проекта/proekt_str2.pdf
Приказ "Об утверждении дорожной карты"/profproba_str1.pdf
Дорожная карта1/proproba_str2.pdf
Дорожная карта2/proproba_str3.pdf